ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ

Иконы по древней технологии XV-XVI века

МАТЕРИАЛЫ

МАТЕРИАЛ ДОСОК
Материал досок — липа, материал шопонок, клиньев, врезаемых в оборотную сторону доски или в ее торцы с целью предупреждения корабления, — сосна.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК
Краски изготавливаются из минералов и кристаллов путем разбивания, дробления, а затем растирания на плитке курантом. Для связки используется яичная эмульсия, состоящая из яичного желтка с добавлением белого сухого вина. Синтетические и готовые краски не используются.
СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО
При написании икон золотят нимбы, иногда весь фон. Золочением в иконописи называют нанесение на поверхность иконы тончайшего листового сусального золота.
ОЛИФА
Заключительный этап — покрытие иконы олифой. Иконы, исполненные на яичной эмульсии, покрывают натуральной олифой, так как большинство современных лаков разрушает краски. Олифа медленно сохнет, она проникает в живопись, пропитывает красочные слои, выполненные на некрепком яичном связующем, тем самым укрепляет их. Образует прозрачную поверхностную пленку, защищающую живопись и левкас от пород воды и вредных примесей, содержащихся в воздухе.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ДОСОК

1
ПАВОЛОКА
Для предохранения грунта и красочного слоя от растрескивания, происходящего при кораблении доски, на ее лицевую сторону наклеивают «паволоку» (например, марля, льняная ткань).
2
ЛЕВКАС
Грунт наносится для удобства работы и лучшей сохранности произведения. Грунт призван обеспечивать хорошее сцепление как красочным слоем, так и с деревянной основной, и не вредить им. Он должен быть белым, так как в иконописи используют эффект свечения белого грунта сквозь неплотные слои красок. Включает в себя менздровый клей, мел, олифу, детское мыло.
3
ШЛИФОВКА
После нанесения левкаса доска шлифуется до ровного гладкого состояния, так как при золочении фона позолота очень сильно выявляет мельчайшие неровности. Лучше всего этим требованиям отвечает меловой левкас.
4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обратная сторона доски после нанесения красочного слоя покрывается неводной морилкой.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРАСОК

Краски и пигменты. Красочный слой иконы, Природные минеральные пигменты, Минеральные пигменты в иконописной традиции, Минеральные краски
  • МАТЕРИАЛ

    Натуральные цветные минералы. Их несложно приобрести у геологов (малахит, лазурит, азурит, диоптаз, реальгар и другие), а также различные цветные земли (охры).

  • ИЗМЕЛЬЧЕНИЕ
    Натуральные камни измельчаются молотком или в ступках разных материалов. Материалы ступок зависят от степени твердости самого минерала, можно использовать чугунную, латунную, стальную, фарфоровую. Доведя минерал до состояния муки, далее перетереть с эмульсией на стекле.
  • ЭМУЛЬСИЯ
    Яичная эмульсия это связующее вещество для минеральных красок. Для изготовления эмульсии используется желток и вода 1:1, добавляется немного сухого вина или уксуса.
Краски и пигменты. Красочный слой иконы, Природные минеральные пигменты, Минеральные пигменты в иконописной традиции, Минеральные краски
"Русская икона славится своими чистыми, яркими цветами"
Во многом это достигается за счет нанесения красок полупрозрачными слоями. При этом просвечивающийся белый левкас усиливает цвета и делает их интереснее. Глядя на старинные иконы можно насчитать очень много цветовых оттенков. Создается впечатление, что у иконописцев прошлого была очень богатая палитра, одна это не так. Для письма икон достаточно нескольких минералов. Это охра светлая, красная, киноварь. глауконит, гематит, диоптаз, реальгар, аурипигмент.

ЭТАПЫ ТЕХНИКИ ПИСЬМА

В иконописи существует два основных приема нанесения красок. Это наложение красок мазками и жидкими заливками. В своих работах я использую технику плави.

Плавь — это прием русской средневековой живописи, позволяющий идти от темных теневых частей к более светлым, выпуклым частям, постепенными плавными неразличимыми мазками. Эффект плави достигается жидкими красочными смесями, основной компонент которых — тонко-тертые охры, при мягкой растушевке краев каждого наносимого слоя.

Письмо плави наглядно видно на иконах Андрея Рублева и его круга (15−16 вв.), где замечательно видна прозрачность красок.
РОСКРЫШЬ
Это раскрытие всего изображения. На ликах и открытые части тела накладывается санкирь,
В иконах используется принцип восхождения: в самом начале цвета берутся землистые грубые и темные (земляные охры). А в верхних слоях иконы в заключении этапов кристаллические краски. Постепенно раскрываются основные цвета. Последовательность роскрыши идет от светлого к более темному или от теплого к более холодному. Так раскрывается икона или другими словами определяются ее основные цвета.
ПРОБЕЛ
Далее следует «высветление» — пробела. Пробелами называются моделировки высветлений в иконном изображении, что символизирует присутствие Божественных Святоносных энергий, проницающих
в мироздание. Пробел — это тот свет который даёт объёмное измерение. Преображает хаос в космос, и это есть широта пути. Пробел — принцип вертикали. Линии на иконе — спираль. На иконе много источников света. Особенно они там, где линии соединяются. В иконе нет тени.
Это понятие существует, как понятие «день» и «ночь». Пробела бывают холодные (азурит) и тёплые (охра золотистая). Есть принцип «антиномия», то есть принцип противоположностей отрицания — «холодный» пробел по «тёплому» фону, а «тёплые» пробела по «холодному» фону.
ПЛАВЬ
Плавь — это воплощение света. Рождение нового состояния. Пробел будет светиться из-под плави. Это физическая красота. Это есть воплощение — облачение цвета. Процесс идет по радуге, от Земли до Неба. Мы не сразу берем высшие цвета — кристаллы, сначала исключительно земляные охры (гематит/боксит/киноварь-высший).
РОСКРЫШЬ
1 ПРОБЕЛ
1 ПЛАВЬ
2 ПРОБЕЛ
2 ПЛАВЬ
3 ПРОБЕЛ
3 ПЛАВЬ
ПРОРИСОВКА
ОЖИВКИ

Любую икону можно написать под заказ по Вашим пожеланиям!

Напишите мне, и я сориентирую Вас по стоимости и срокам
Made on
Tilda